gazeta_2000 (gazeta_2000) wrote,
gazeta_2000
gazeta_2000

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ АРМИЯ

В нашей стране уже несколько раз пытались отказаться от срочной воинской службы, но все неудачно.

С 4 июня до 31 июля — снова призыв. «2000» выяснили уровень начальной военной подготовки призывников
B1-catsmob.com-VM

С такими монстрами придется столкнуться нашим необученным призывникам // catsmob.com

Андрей КУЗЬМИН,
Киев — Малиновка — Киев

Украинские старшеклассники не умеют стрелять и с трудом проходят полосу препятствий. Зато на уроках «Защита Отечества» их учат гуманному обращению с военнопленными.

События, происходящие сегодня на юго-востоке страны, их военная составляющая, вызывают у многих неоднозначные чувства. Вот вроде есть регулярная армия, но даже ее лучших представителей — армейский спецназ зачастую побеждают ополченцы из числа местных жителей. В СБУ утверждают, что в их среде — специалисты из сопредельных стран. (Об этом, в частности, на брифинге 6 мая заявил глава ведомства Валентин Наливайченко). Но даже если и так, сколько их — тех профессионалов? Большинство ведь все равно местные.

Официальные источники потом оправдываются — мол, не было приказа, военные не могли стрелять в «живой щит» и т. д. Но скажите — кто их учил, сидя на броне, в город въезжать? В такой ситуации любой пацан справится, если ему дать гранатомет и объяснить, какой стороной держать и куда нажимать. А человек отслуживший, знающий тактику общевойскового боя — вообще асом будет.

Или взять вопиющий случай под Волновахой. Ехала колонна украинских солдат, остановилась на обочине на ночлег. Ни окопчика, ни охраны. Они что, на пикнике? Вот и результат — приехали в 4 утра какие-то люди, постреляли военных, как куропаток. Спрашивается: этих бойцов и, главное — их командиров, кто-то вообще воевать учил?

Мы, например, уже в старших классах школы знали азы тактики, умели неплохо стрелять, ловко прыгали ногами в сторону гипотетического ядерного взрыва и ориентировались в военных уставах. Противогаз и разборка-сборка автомата Калашникова — это вообще само собой разумелось. Молодежь шла в армию вполне подготовленной, в том числе — и в военно-патриотическом отношении. А что происходит в наших школах сейчас, как обстоят дела с начальной военной подготовкой?
B7-bigpicture.ru-Сирия-ТР
Молодежь на Ближнем Востоке в плане огневой подготовки даст украинским сверстникам сто очков
вперед // fotoden.info


С этим вопросом я обратился к Юрию Черкашину, преподающему предмет «Защита Отечества» в Малиновской гимназии Чугуевского района Харьковской области (когда она была школой, я ее сам заканчивал).

Юрию Анатольевичу — 52 года, он отставной майор. В 1985 г. окончил Сумское высшее артиллерийское командное дважды Краснознаменное училище имени Фрунзе. Служил в Западной группе войск в Потсдаме, в 1990 г. переведен на новое место службы в Малиновку, где дислоцировалась артиллерийская дивизия. Был командиром батареи, а когда в армии пошла первая волна сокращений, стал замом по воспитательной работе дивизиона. В 2005 г. вышел в отставку, устроился на работу в школу и заодно стал депутатом райсовета.

Огневая профанация

— В нашей стране вообще к службе в армии в школе сейчас готовят? «Защита отечества» сравнима со старым добрым НВП? — уточняю я вопрос.

— В советские времена на НВП отводилось 2 часа в неделю, т. е. два урока по 45 мин. Когда Союз распался, предмет переименовали, но по сути ничего не изменилось. Однако четыре года назад Министерство образования проявило инициативу: мы страна мирная, нападать на нас некому, зачем нам два часа? Сделали один. Ну и сами понимаете: уменьшаются часы — уменьшаются и знания, и навыки. Вообще это любого предмета касается.
B6_Черкашин
Юрий Черкашин: «Детей сегодня учат не патриотизму,
а приспособленчеству» // ФОТО АВТОРА


— Все-таки какие дисциплины изучают сейчас школьники на уроках «Защита отечества»?

— Предмет изучается в 10—11 классах. У девушек — только военно-медицинская подготовка, у них другой преподаватель. А у ребят — строевая, огневая, тактическая и медицинская подготовка. Гражданская оборона, топография, уставы Вооруженных сил Украины, прикладная физическая подготовка — прохождение полосы препятствий, передвижение ползком и т. д.

Да, чуть не забыл! Если сравнивать с НВП, то в «Защите Отечества» появилась новая дисциплина — «Гуманитарное право». Учат, как правильно вести себя с военнопленными. Не бить, не обижать, ни в коем случае не применять силовые методы доследования, а хорошо кормить, держать в тепле и вообще всячески заботиться.

— Есть ли сейчас учебно-полевые сборы?

— Да, в 11 классе, в конце учебного года. На них, собственно, проводится нормальная тактическая подготовка (тактика, изучаемая в кабинете, это все-таки не то). И ребята на полигоне стреляют из автомата Калашникова.

— Вообще они часто стреляют?

— В 10 классе стрелять не положено. А в 11-м, по нормативам, пять раз в году из «воздушки» — пневматической винтовки, и один раз — по-серьезному, на учебно-полевых сборах.

— Конкретно у ваших учеников какие успехи по огневой подготовке?

Юрий Анатольевич тяжело вздыхает.

— Последний раз мы в тире два года назад стреляли. Директор Малиновской гимназии не дает приказа по стрельбам. Это же и деньги, и дополнительная ответственность. И тир у нас в таком состоянии... — военрук машет рукой.

— Получается, вся эта огневая подготовка у школьников — сплошная профанация? Как может стрелять на сборах юноша, если он до этого ни разу не стрелял?

— Да, профанация. Ко всему этому отношение формальное. Вот представьте, приезжает на полигон тысяча школьников, их надо за один раз всех пропустить, быстро, в темпе. Дают автомат, чтобы парни хотя бы оружие в руках почувствовали. Стреляют не то что в «молоко» — с закрытыми глазами.

— Какие же оценки им ставят в таком случае?

— 9—10 баллов ставят. Вообще, как школьник учится, такую ему оценку и натягивают. Чтобы не портить аттестат. Не знаю, может, в больших городах у старшеклассников действительно нормальная огневая подготовка, но в селах, откуда, собственно, в армию и идут — стрелять никто не умеет, это точно.

Поражаюсь знаниям, которые дети получают сейчас в сельских школах. Три балла по математике — это как? Сплошная неграмотность. И солдаты соответствующие получаются. Недавно слышал, один солдатик заявлял: «Мы стреляли трассирующими пулями для подсветки». (Это он на Донбассе был.) Вот он, уровень знаний бойцов. Любой нормальный военный должен знать, что трассирующие — это обыкновенные пули, но с трассером, они служат для направления стрельбы в темное время суток.

Добровольная физкультура

— Военная и физическая подготовка — вещи неразрывные. Как сейчас обстоят дела в школе с физкультурой? Сможет ли выпускник преодолеть полосу препятствий?

Отставной майор снова вздыхает.

— С 2005-го по 2011 г. я в гимназии и физруком был. Потом мне заявили, мол, это вы в армии занятия по физической подготовке можете проводить, но здесь не армия, а дети, к ним особый подход нужен. Хотя я повышал квалификацию в Харьковской академии непрерывного образования.

Насчет физкультуры в школе: ее основа — не трогать ребенка. Не давить на него, заставляя заниматься, выполнять нормативы. Школьник сам определяет — сможет он сдать норматив, или нет. Он вправе подойти к учителю и сказать: «Вы знаете, что-то я сегодня себя неважно чувствую». Учитель обязан его освободить от занятия. И освобождает. Реально на физкультуру ходит только половина класса.

— Какие сейчас в школе нормативы?

— Те же, что и раньше. «Отлично» по подтягиванию на перекладине, например — 12 раз. Другое дело, что школьник может раз подтянуться, и нормально. Или 100 м пробежать за минуту. Ну что — не смог, неважно себя чувствует. Оценка ставится по принципу: «слава богу, хоть на занятие пришел». А в аттестате подтянут по общим оценкам. Как в целом учишься, то тебе и по физкультуре поставят.

Сейчас в армии, кстати, повышенные требования. Не помню, сколько там надо подтягиваться и т. д., это зависит от возраста и других факторов. Есть НФП-2009, наставление по физической подготовке в ВС Украины, в нем все подробно прописано.

— То есть, в школе парень физкультурой не занимается вообще, нормативы сдает абы как, потом попадает в армию... Он же так и умереть может.

— Некоторые и на школьных уроках физкультуры умирают. Помните, лет пять назад был случай. Кстати, поговаривали (за эти слова ручаться не буду), что нормативы в армии повысили для экономии финансовых средств.

— Как это?

— Очень просто. Приходит в армию срочник, сколько положено — не подтягивается. Кто виноват? Командир. Плохо командует. И офицера лишают премии. Но сейчас контрактники, они сами за себя отвечают, знают, куда идут и что их ожидает. Не сдал норматив — меньше получил. Физкультура не устав, ее со шпаргалки не спишешь.

— Как обстоят дела в современной украинской школе с военно-патриотическим воспитанием?

— В советские времена военруки были заместителями директоров, отвечали за военно-патриотическую работу с молодежью. Теперь из-за экономии средств этим должен заниматься завуч. Так что представьте, как обстоят дела.

В городах, может, эта работа и ведется. Существуют разные кружки патриотического направления. На Западной Украине, например, есть пластуны, в Харькове «Оплот» с детьми работает. Но на государственном уровне ничего не происходит. К сожалению, детей сегодня учат не патриотизму, а приспособленчеству.

Tags: армия, украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment